ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Мы собрали здесь некоторые распространенные вопросы и ответы на них, связанные с реформой педагогического образования. Если вы не можете найти ответ здесь, пожалуйста, отправьте нам электронное письмо с вашим вопросом: адрес
- В каком направлении развивается организационная культура педагогического образования в Казахстане?
Организационная культура педагогического образования в Казахстане все больше делает акцент на активном участии студентов, сотрудничестве, сочетании теории с практическим применением и исследовательском подходе. Учитываются индивидуальные потребности и благополучие студентов, что повышает их мотивацию к обучению.
- Какой научный подход выбран за основу реализации данного проекта?
Подход к реализации проекта основан на исследовательском подходе, основанный на принципе участия (PAR), который позволяет привлекать все заинтересованные стороны с возможностью выражения своей точки зрения. В подходе PAR выделяются циклы преобразования (поэтапный подход), в которых решающее значение имеет участие всех ключевых заинтересованных сторон. Такое участие позволяет расширить их права и возможности, а практическое обучение и разработанные ими практики свидетельствуют о преобразованных процессах и новых знаниях, т.е. делают изменения явными. Инновации, созданные с ключевыми заинтересованными сторонами, имеют дополнительную ценность по сравнению с инновациями, созданными для них; это делает разработку актуальной, ценной и устойчивой, а также повышает эффект мультиплицирования. Кроме того, подход, основанный на принципе участия, будет иметь глубокие долгосрочные последствия, поскольку он побуждает ключевых участников размышлять и развивать не только практику преподавания и оценки, но и собственное понимание концепции преподавания и обучения.
- Как осуществлялся процесс выбора образовательных программ для разработки?
Вузам (17) участникам проекта было поручено предоставить несколько предложений по образовательным программам, которые они хотели бы пересмотреть или разработать в рамках данного проекта. Им было предложено подготовить краткую презентацию предложенных ими образовательных программ, в которой они должны были аргументировать, почему именно эти образовательные программы должны быть выбраны. Эти презентации были проведены во время офлайн обучения в г. Астана. Международные и местные ключевые эксперты проекта работали над предложенными образовательными программами и подготовили структурированное предложение в последний день офлайн недели в г. Астана. Данное предложение было обсуждено и в целом согласовано, однако вузам была предоставлена возможность обсудить, отредактировать и добавить свои комментарии, если они считали, что в предложении не были учтены какие-либо моменты. С точки зрения устойчивого развития крайне важно, чтобы предложения по образовательным программам поступали от самих вузов с учетом их потребностей и областей знаний (вуза и/или команды разработчиков).
- Из каких программ состоял список 30 образовательных программ?
Список из 30 образовательных программ включает 23 программы бакалавриата, 5 программ магистратуры и 1 последовательная модель педагогического образования, 1 программа послевузовского образования (переподготовка).
- Имеются ли подходы, которые является общим для некоторых групп образовательных программ, например, такие как естественные науки и языки?
Да, они имеют особый подход, который является общим для всех образовательных программ этих групп. Для образовательных программ группы «Естественные науки» общим подходом является STEM (Science Technology Engineering and Math). Это означает, что во всех образовательных программах подход описан STEM и его принципы применяются в описании образовательных модулей и курсов и их результатов обучения, а в рамках образовательных программ обеспечено взаимодействие между дисциплинами (например, в форме совместных модулей, проектной работы и т.д.). Кроме того, в группе «Языки» общим подходом во всех образовательных программах является концепция CLIL (Предметно-языковое интегрированное обучение), что означает, что будущие учителя иностранных языков знакомы с этой концепцией и могут сотрудничать со своими коллегами, помогая им внедрить подход CLIL в преподавание своих предметов.
- Рассмотрен ли альтернативный путь к профессии учителя в рамках проекта?
Потребность в альтернативном пути к профессии учителя возникла на первом этапе проекта (анализ потребностей), и, хотя некоторые примеры уже существуют в Казахстане, последовательная модель педагогического образования должна быть систематизирована. Таким образом, в рамках данного проекта была создана программа последовательного педагогического образования. Программа согласована с общей структурой педагогического компонента во всех образовательных программах педагогического образования.
- Имеются ли сквозные темы во всех образовательных программах?
Есть несколько тем, которые были подняты на семинарах 1-го этапа, а также в ходе обсуждения с педагогическими разработчиками и их вузовскими командами, которые должны быть включены во все образовательные программы педагогического образования, а также все студенты педагогических вузов должны развивать свои компетенции по этим темам на протяжении всех программ. К ним относятся: Цифровизация в образовании и развитие цифровой компетентности учителей; Специальное образование; CLIL (Предметно-языковое интегрированное обучение); STEM / междисциплинарный подход; Методики, способствующие активному обучению; Развитие гибких/универсальных педагогических навыков; Распознавание различных обучающихся и инклюзивное образование; Управление изменениями; Исследования.
- Как были распределены состав и роли групп по разработке образовательных программ?
Вузы, выделенные для каждой группы образовательных программ, были определены на основе их презентаций и предложений о сферах их интересов. У каждой группы образовательных программ есть ведущий вуз, который координирует работу по составлению образовательных программ. Кроме того, вузы имели несколько разные роли и обязанности в разработке образовательных программ, так как некоторые большие вузовские команды взяли на себя большую ответственность за несколько образовательных программ в рамках одной группы или даже в нескольких группах, в то время как меньшие вузовские команды работали только над одной или двумя образовательными программами. Таким образом, работа была разделена в соответствии с опытом и ресурсами вузов. В каждой группе образовательных программ работали международные и местные ключевые эксперты для содействия и руководства работой по написанию образовательных программ
- Как рассматривался трехъязычный аспект в рамках проекта?
Образовательные программы были подготовлены на трех языках, так же, как и другие важные документы/результаты проекта.
- Каковы результаты проекта?
30 пересмотренных или новых образовательных программ, улучшенные модели, практики и реализация образовательных программ, повышение квалификации специалистов в сфере педагогического образования, составление рекомендаций по структурным изменениям, улучшение роли педагогического сообщества.
- Что являлось целью обзора и анализа законодательных и нормативных актов в области педагогического образования?
Цель обзора – получение информации о нормативно-правовых инструментах, регулирующих развитие сферы образования; выявление дискуссионных вопросов, которые послужат отправной точкой для оценки состояния педагогического образования в Казахстане (в сравнении с международной практикой) и определения аспектов и возможностей для улучшения данной сферы. Таким образом, обзор нацелен не только на описание действующей нормативно-правовой базы, но и на предварительный анализ ее эффективности на основе доступных источников и опыта экспертов. Информация по обзору будет использована в проведении интервью в формате фокус групп с ключевыми заинтересованными сторонами, а также на последующих этапах проекта при разработке новой модели подготовки будущих учителей в Казахстане с учетом национального контекста и международной практики.
- В чем заключались цели и задачи Программы повышения квалификации для улучшения педагогического образования?
В основе проекта – подготовка разработчиков и их вузовских команд для обеспечения эффективности образовательной реформы педагогического образования в Казахстане, поскольку участники имеют авторское право на все разработанные продукты, модели и процессы, что также способствует устойчивости результатов проекта и эффекта от их внедрения. Программа повышения квалификации для улучшения педагогического образования согласуется с исследовательским подходом основанным на принципе участия (PAR) для реализации проекта. Целью Программы является поддержка смены образовательной парадигмы в направлении студентоориентированного обучения и компетентностного подхода в педагогическом образовании в Казахстане. Эта амбициозная цель предполагает изменение мышления инициаторов перемен, которое требует много времени и усилий. Содержание программы соответствует темам, определенным в результате анализа потребностей Этапа 1 и международного сравнительного анализа, и адаптировано с учетом опыта выбранных педагогических разработчиков.
- Какому подходу следовал процесс разработки образовательных программ?
Процесс разработки образовательных программ следовал дедуктивному процессу, где проектирование начиналось с определения областей компетенции и компетенций, а затем переходил к разработке модулей и курсов, соответствующих определенным компетенциям.
- Что такое Базовый куррикулум?
Базовый куррикулум определяется как документ, описывающий рабочую среду педагогов, основные ценности и фундаментальный подход к качественному обучению, которым должны руководствоваться все целевые группы: профессора, преподаватели, инструкторы, ассистенты, руководители вузов, местные органы управления образованием. Базовый куррикулум также определяет направление для преподавания и подготовки по всем дисциплинам, устанавливая основные педагогические принципы и компетенции, которым должны следовать все образовательные программы. Кроме этого Базовый куррикулум включает в себя педагогический компонент, который должен быть общим для всех образовательных программ высшего педагогического образования. Для образовательных программ послевузовского уровня Базовый куррикулум выступает в качестве руководящего документа при реализации программ.
- Кем был разработан Базовый куррикулум?
Базовый куррикулум в основном разработан международными и местными ключевыми экспертами, ответственными за разработку образовательных программ. Однако содержание Базового куррикулума было дополнено и изменено по результатам дискуссий между ключевыми экспертами и представителями вузов по различным темам в рамках Программы повышения квалификации педагогов. На основе данных обсуждений общее понимание было описано в Базовом куррикулуме в виде руководящих педагогических принципов, которые должны быть заложены в основу разработки и применения всех образовательных программ.