• Icon+7 (7172) 57-20-75
IconЛичный кабинет
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Image

Система высшего образования в Казахстане

C момента обретения Республикой Казахстан независимости, Правительством были осуществлены масштабные образовательные реформы. В 2010 году Казахстан стал участником Болонского процесса, заняв 47-е место из 48-ми в списке стран Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). 

Сегодня система высшего образования Казахстана в контексте параметров Болонского процесса имеет следующую структуру:

  • Бакалавриат – высшее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «бакалавр» по соответствующей специальности. Срок обучения 4 года.  
  • Магистратура – послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «магистр». Магистратура, в свою очередь, подразделяется на профильную со сроком обучения 1-1,5 года, и научно-педагогическую, срок обучения – 2 года.
  • Докторантура – послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю. Срок обучения в докторантуре составляет 3 года.

На сегодняшний день количество вузов страны составляет 117, из них национальные вузы – 11, государственные – 27 (некоммерческие акционерные общества), международный вуз – 2, акционированные вузы – 15, частные – 47, автономные – 1 (Назарбаев Университет), негражданские – 14.

В 2018 году в Закон РК «Об образовании» внесены изменения по расширению академической и управленческой самостоятельности вузов. Вузы могут разрабатывать собственные интегрированные и гибкие образовательные программы, которые создаются с учетом полученных в ходе обучения результатов и сориентированы на современный рынок труда. Тем самым, прохождение бакалавриата будет возможно в ускоренном режиме, что позволит сократить финансовые и временные затраты на получение высшего образования внутри страны, а студенты получат актуальные знания о профессии.

Сегодня казахстанцы имеют возможность получать высшее образование на таких формах обучения:

  • Очное или стационарное. При этой форме студент обязательно должен присутствовать на семинарах и лекциях.
  • Дистанционное. Занятия проходят посредством Интернета. В сети для самостоятельного изучения выкладываются задания, учебные материалы. Проводятся онлайн-консультации. Защита дипломных работ проводится в стенах высшего учебного заведения.

Важнейшим аспектом развития высшего образования в стране является формирование культуры академической честности. Для этого в 2018 году создана Лига Академической честности как независимая и самостоятельная организация по примеру Лиги Плюща в США, Рассел Групп в Великобритании и С9 в Китае.

Поступление в вузы 

Высшее образование приобретается гражданами, имеющими общее среднее или техническое и профессиональное образование, или послесреднее образование (ч.1 ст.35 Закона РК «Об образовании»). Имеется возможность организации учебного процесса по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения для лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование с процедурой перезачета кредитов и учета ранее освоенных дисциплин при условии достаточности их объема и преемственности образовательной программы.

В Казахстане поступление в вузы осуществляется по результатам сдачи Единого национального тестирования (ЕНТ). За годы существования ЕНТ тестирование прошли более 1,8 млн выпускников школ. С 2017 г. они сдают итоговую аттестацию в форме итоговых экзаменов в школе для получения аттестата о среднем образовании и «Алтын белгі» и ЕНТ для поступления в вузы и получения государственных грантов на обучение в вузах. С 2019 года у выпускников школ появилась возможность сдачи ЕНТ 4 раза в год. Поступление после повторного тестирования в вуз возможно только на платной основе, государственные гранты распределяются после сдачи основного ЕНТ (в июне).

После окончания бакалавриата студент получает глубокое знание профессии. Обучение в магистратуре имеет более узкое направление. В Казахстане в бакалавриате студенты могут обучаться по одной специальности, а продолжить занятия в магистратуре – по другой. В итоге, учащийся получает возможность освоить две специальности и снизить финансовые и временные затраты на получение второго высшего образования.

Таким образом, в Казахстане на законодательном и отраслевом нормативном уровне отрегулированы условия и правила реализации трехуровневой системы высшего образования, что соответствует одноименному компоненту группы обязательных параметров участников ЕПВО.

Обучение в высших учебных заведениях Казахстана осуществляется, как на основе государственного образовательного заказа, так и за собственный счет обучающихся. В 2021-2022 учебном году в вузах страны на всех уровнях образования обучаются 624 263 молодых людей, из них 30% – за счет государственных образовательных грантов. Наибольшее число государственных образовательных грантов выделено на подготовку технических специалистов и учителей. Почти половина от общего числа обладателей образовательных грантов – представители социально уязвимой группы населения. Помимо государственных образовательных грантов вузы также расширяют доступ к высшему образованию за счет внутренних грантов и скидок на обучение.

Чтобы поощрить учащуюся молодежь и предоставить возможность получения высшего образования в вузах внутри страны, Правительство выплачивает студентам государственную стипендию. Государственная стипендия подразделяется на:

  • Минимальная или базовая. Выплачивается студентам, которые закончили сессию на «хорошо» и «отлично».
  • Повышенная (+15% к базовой). Назначается учащимся, которые закрыли сессию на «отлично».
  • Президентская (+100% к базовой). На президентскую стипендию могут рассчитывать студенты, которые имеют особые заслуги: творческие, научно-исследовательские, спортивные, общественно-культурные и др.

Государство выплачивает повышенную стипендию также для студентов с ограниченными возможностями (инвалидов) и тех, кто остался без родительского попечения.

Стоимость обучения

На сегодня стоимость обучения в казахстанских вузах варьируется в среднем от 800 до 5500 долларов США в год в зависимости от региона, университета, программы и уровня обучения.

Для получения образования на платной основе, как внутри страны, так и за рубежом, государство также предлагает помощь в виде накопительного депозита по Государственной образовательной накопительной системе (ГОНС) через АО «Финансовый центр». В 2018 г. ГОНС получила свой собственный бренд AQYL. Данное новшество инициировано с целью популяризации ГОНС среди населения, увеличения количества вкладчиков и развития культуры накопления среди населения страны. Концепция нового бренда AQYL основным посылом ставит образование, доступное каждому гражданину Казахстана.

Программа «Болашак»

Казахстанцы имеют возможность получить высшее образование за рубежом на платной или бесплатной основе. Многие европейские вузы готовы принять студентов из Казахстана. Для граждан Казахстана, которые претендуют на получение степени доктора или магистра за рубежом, правительство РК учредило международную стипендию «Болашак».

Международная стипендия «Болашақ» стала уникальной инициативой, обеспечивающей доступ талантливой молодежи в лучшие вузы мира. За более 25 лет реализации стипендии в стране сформировался пул высококвалифицированных специалистов, в числе которых ученые, инженеры, врачи, государственные управленцы и другие профессионалы своего дела. Выпускники стипендии способствовали построению международных взаимоотношений, интеграции Казахстана в международное сообщество и трансферу мировых знаний и технологий в страну.

Иностранные студенты в Казахстане

В целом в мире университеты, образовательные консорциумы и страны всеми силами пытаются привлечь иностранных студентов. В Казахстане прием иностранных граждан с государственным образовательным заказом осуществляется на конкурсной основе:

  • образовательные гранты по Стипендиальной программе Республики Казахстан;
  • образовательные гранты в рамках международных договоров Республики Казахстан;
  • образовательные гранты для обучения в международных вузах, созданных на основе межгосударственных соглашений (осуществляется вузами самостоятельно).

Также прием иностранных граждан на обучение в вузы на платной основе осуществляется по результатам собеседования, проводимого приемными комиссиями вузов или научных организаций в течение календарного года.

При этом зачисление иностранных граждан осуществляется в соответствии с академическим календарем за 5 дней до начала следующего академического периода.

За последние годы число иностранных студентов в казахстанских вузах выросло в 3 раза.

В Казахстане доля иностранных студентов является ключевым индикатором Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года.

В 2022-2023 учебном году в Казахстане обучаются 26 080 (4,5%) иностранных студентов.

Количество иностранных студентов в разрезе регионов, чел.:

На подготовку абитуриента к поступлению в вуз направлены подготовительные курсы или программы «Foundation». Программы «Foundation» призваны сократить различия в предвузовской подготовке и обеспечить равный доступ абитуриента в вуз. Данные курсы в вузах организовываются с целью повышения уровня общеобразовательной и языковой подготовки граждан РК, иностранцев, казахской диаспоры и лиц без гражданства, проживающих в Казахстане, для поступления в вузы.

Международное сотрудничество

Важным направлением развития системы высшего образования в Казахстане являются процессы интернационализации. На сегодняшний день вузы страны заключают международные договора с ведущими зарубежными вузами, участвуют в международных проектах, приглашают зарубежных ученых для работы, реализуют совместные и двудипломные образовательные программы.

В рамках сотрудничества по реализации СОП казахстанскими вузами наработаны партнёрские связи с 31 вузами из 13 стран мира.

Количество вузов-партнеров по реализации СОП в разрезе регионов, единиц:

С 2012 года в вузах РК активно внедряются и реализуются обучение на трех языках (полиязычие) и образовательные программы на английском языке, ведется подготовка педагогических кадров для преподавания на английском языке по специальностям «Биология», «Химия», «Физика» и «Информатика» (естественно-научный цикл). Целью данного обучения в вузах является: подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов различных специальностей, обладающих языковой компетенцией на основе владения английским языком, мобильных в международном образовательном пространстве и на рынке труда.

Открытие филиалов вузов способствует повышению их репутации за рубежом.

В 2023 году открылся филиал университета Хериот Ватт (UK) на базе Актюбинского регионального университета имени К.Жубанова по инженерным и техническим направлениям.

В 2022 году открылся  филиал РГУНГ им. И.М. Губкина на базе АУНГ им. Утебаева.

Партнерство с университетом Аризоны на базе СКУ им. Козыбаева – по направлениям педагогика и ИКТ, биологические, физические и химические науки, производственные отрасли и агрономия.

Филиал НИЯУ МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби - защищенные высокопроизводительные вычислительные системы по направлению физика элементартарных частиц и космофизика.

Казахстанскими вузами ведется проработка вопроса по открытию ими представительств на базе вузов в странах СНГ. Так, в рамках соглашения в Республике Монголии запущены офисы приема ВКГУ имени С. Аманжолова. В Узбекистане открыт учебно-консультационный пункт ЮКГУ имени М. Ауэзова для оказания учебной и методической помощи абитуриентам и студентам. Это стало одной из причин увеличения числа принятых абитуриентов из Узбекистана до 60,6% от общего приема в вузы Казахстана.

Развитие Казахстана, как образовательного хаба в Центральной Азии, стимулирует доступ к высшему образованию для иностранных граждан. Выход казахстанского высшего образования на внешние рынки является задачей Стратегического плана развития РК до 2025 г. и будет способствовать повышению конкурентоспособности и востребованности национальной системы высшего образования.

Таким образом, система высшего образования Республики Казахстан на сегодняшний день, в корне реформирована по ведущему европейскому образцу. Более того, образовательная система страны постоянно совершенствуется, чтобы каждый гражданин Республики Казахстан всегда имел возможность получения качественного конкурентного на рынке труда образования.    

С 2010 года Казахстан как государство, подписавшее Болонскую декларацию, активно внедряет параметры Болонского процесса в систему высшего образования. Обязательные параметры Болонского процесса, помимо трехуровневой системы высшего и послевузовского образования, предполагают: внедрение академических кредитов ECTS; академическую мобильность студентов, ППС и административного персонала; Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement).

Казахстан принимает активное участие в работе организационных структур Болонского процесса:

- является полноправным членом Наблюдательной группы Болонского процесса (Bologna Follow-Up Group);

- уже дважды является страной-сопредседателем BFUG, с 1 июля по 31 декабря 2022 года совместно с Чешской Республикой и в 2014 году с 1 января по 30 июня совместно с Греческой Республикой;

- консультативным участником - 8 международных организаций. К ним относятся Совет Европы, ЮНЕСКО, Европейская ассоциация университетов (EUA), Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), Европейский союз студентов (ESU), Европейская ассоциация по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), Education International и BUSINESSEUROPE.

Академические кредиты ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система перевода и накопления баллов). Система трансферта кредитов ECTS позволяет проводить оценку усвоения и освоения образовательных программ в единицах трудоемкости. Ориентирована эта система, в основном, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности.

Впервые в мире ECTS была введена в 1987 году в качестве экспериментальной схемы в пределах программы «ERASMUS». Переход Казахстана на кредитную технологию был начат в 2002 году. Основная цель внедрения системы ECTS: переход на современную схему организации учебного процесса на основе применения системы переводных и накопительных кредитов.

Согласно ГОСО ВПО, в Казахстане обучение в бакалавриате насчитывает 240 кредитов, в специалитете 300 кредитов, в магистратуре 60-120 кредитов, в докторантуре 180 кредитов.

Академическая мобильность студентов, ППС и административного персонала. Начало реализации программы академической мобильности в казахстанских вузах относится к 2011 году. В период с 2011 по 2020 г. количество обучаемых, выехавших по программе мобильности в целом за счет бюджетных и внебюджетных средств, составило 17 007 человек.

На сегодняшний день, академическая мобильность в Казахстане реализуется в трех формах: внешняя исходящая, внешняя входящая, внутренняя. География исходящей мобильности включает в себя ведущие вузы Западной и Восточной Европы.

Внебюджетными источниками финансирования академической мобильности являются: личные средства обучаемых, средства вуза, средства программ «Эразмус», Германская служба обмена DAAD и др. В современных условиях отмечается тенденция к увеличению количества и качества источников внебюджетного финансирования, что свидетельствует о широте выбора казахстанцами образовательных программ.

Европейское приложение к диплому. Diploma Supplement, согласно Лиссабонской Конвенции о признании квалификаций в области высшего образования в Европейском регионе (1997г.), а также обязательным параметрам Болонского процесса является неотъемлемым атрибутом развития ЕПВО.  

На нормативном уровне данный параметр регулируется положениями Государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования (пп. 37, 64). С 2019 года Diploma Supplement стал обязательным документом, выдаваемым выпускникам вузов совместно с дипломом об окончании вуза. Данный документ является результатом выполнения Парижского коммюнике (май 2018г.).

Помимо вышеуказанных положений к параметрам Болонского процесса относятся также обеспечение качества образования, обеспечение признания квалификаций на уровне европейского образовательного процесса образование через всю жизнь и др.

Для повышения качества образования и регулирования процессов в данной области, Казахстан в 2012 году внедрил независимую аккредитацию образовательных учреждений и программ в сфере профессионального образования и обучения. В ходе второй встречи Министров образования государств-членов Европейской Союза и стран Центральной Азии, состоявшейся 23 июня 2017 г. в Астане, при подписании Астанинской Декларации было отмечено, что «мероприятия по повышению качества в области высшего образования и профессионального обучения были предприняты во всех странах Центральной Азии».

В контексте понятия «обучения через всю жизнь», Болонский процесс, начатый в 1999 г., перерос в международное движение признания неформального и информального обучения. Под неформальным образованием понимается обучение, происходящее вне формальной системы образования – тренинги, обучение на рабочем месте, инструктажи, самообучение и другие формы. К информальному образованию относятся те навыки и умения, которые человек получает в процессе жизнедеятельности, не прибегая к целенаправленному обучению – навыки работы с техникой и другие формы. Развитость процедур признания неформального и информального обучения является индикатором эффективности результатов любого обучения вне зависимости от его формы реализации.

Законом РК «Об образовании» утвержден официальный статус неформального образования. Следующим шагом в рамках концепции обучения в течение всей жизни и непрерывного образования должно стать формирование интегрированной системы признания результатов обучения неформального и информального образования.

Согласно ГОСО высшего и послевузовского образования (Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года No 2.) результаты неформального образования учитываются ОВПО самостоятельно осуществляет признание результатов обучения неформального образования, в том числе микроквалификаций, нано-кредитов и наращиваемых степеней (Stackable degree (стакэбл дегри))